Возрастные кризисы в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте выделяют 3 кризиса:

  1. Кризис первого года жизни ребенка;
  2. Кризис 3 лет;
  3. Кризис 7 лет.

Кризис первого года жизни связан с началом хождения и формированием зачатков речи.

Кризис трех лет. На подходе к кризису подступает четкая симптоматика:

  • Острый интерес к своему изображению в зеркале;
  • Ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек возникает интерес к нарядам. Мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Кризис трех лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Выделяются следующие симптомы кризиса:

  1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых.
  2. Упрямство. Ребенок настаивает на чем- то не потому что хочет, а потому что он этого потребовал, он связан своим первоначальном решением.
  3. Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
  4. Своеволие. Стремится все делать сам.
  5. Протест – бум. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
  • Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
  • Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к братьям и сестрам деспотизм проявляется как ревность.

Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я сам». Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».

Кризис семи лет. Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным периодом, который описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая- то переходная ступень – уже не дошкольник и ещё не школьник.

Проявления кризиса:

  • Пауза (игнорирование ребенком на какое – то время обращения, просьбы (как будто не слышит)). Это относится только к известным ситуациям;
  • Спор;
  • Непослушание (не выполнение просьбы не потому что не хочется, а потому, что это сказали взрослые);
  • Хитрость (нарушение требований в скрытой форме, а также намеренное создание ситуаций, из которых ребенок может извлечь пользу);
  • «Взрослое поведение» (копирование ребенком поведения взрослых в карикатурной форме, иногда начинает философствовать, резонерство);
  • Упрямство (проявляется не к чему-то конкретному, а просто так);
  • Требовательность (настаивание на своем, напоминание об обещанном);
  • Симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается это не показывать).

В этот период базовой потребностью становится потребность в уважении. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания («Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают»).

К концу кризиса ребенок научается руководствоваться не тем, что хочется, а тем, что надо. У него появляется интерес к преодолению своих сиюминутных желаний, получает удовольствие от выполнения правил. Но это быстро проходит. Кроме того, у него формируется представление о себе. В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т.е. е него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.

Личностные кризисы 1 года, 3 и 7 лет имеют очень важное значение для дальнейшего развития ребенка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребенку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребенком (нельзя все позволять или запрещать малышу). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребенком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нем. И что в решении некоторых проблем он может помочь. Важно давать ребенку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребенок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого взрослого. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *